Bixby – новый путь взаимодействия с вашим смартфоном. Тарифный план «Интуиция» от Билайн или очередной провал проекта операторского телефона Samsung интуитивный замысел

Технологии должны делать жизнь проще. Однако возможности машин вроде смартфонов, персональных компьютеров, домашней техники и устройств интернета вещей становятся все разнообразнее, а интерфейсы для людей, которые хотели бы просто воспользоваться преимуществами всей этой функциональности – все сложнее.

Дизайнерам пользовательских интерфейсов приходится принимать сложные решения, чтобы разместить множество функций на крошечном кране или «закопать» их, располагая на глубоко вложенных уровнях в дереве меню. В конечном итоге пользователи по милости дизайнеров вынуждены в поисках нужных функций выполнять все больше непростых действий, что делает изучение новой техники действительно сложной задачей.

Это фундаментальное ограничение существующего человеко-машинного интерфейса. Так как Samsung выпускает миллионы устройств, эта проблема затрагивает ядро бизнеса компании.

Samsung определила концептуально новую философию проблемы: вместо того, чтобы люди узнавали, как машина взаимодействует с миром (это отражение способностей дизайнеров), сама эта машина должна учиться и приспосабливаться к людям. Интерфейс должен быть естественным и интуитивно понятным, чтобы сгладить кривую обучения вне зависимости от количества добавляемых функций. В этом новом подходе Samsung использует искусственный интеллект, укрепляя концепции глубокого обучения в ядре дизайна пользовательских интерфейсов. Результат приложенных усилий – Bixby.

Что такое Bixby?

Это новый интеллектуальный интерфейс на устройствах Samsung. Он принципиально отличается от других голосовых агентов или помощников, представленных на рынке, и обеспечивает более глубокий опыт взаимодействия с приложениями, так как обладает тремя ключевыми свойствами:

1. Полнота

Когда приложение получает поддержку Bixby, интерфейс, разработанный Samsung, даст возможность выполнить практически любую задачу, которую приложение способно реализовать с помощью обычного интерфейса (включая команды, которые задаются с помощью сенсорного экрана).

Многие существующие агенты сегодня поддерживают лишь несколько определенных задач в приложении и поэтому запутывают пользователей – те точно не знают, что работает, а что не работает с голосовыми командами. Свойство полноты Bixby упростит обучение пользователей возможностям агента, делая поведение программного обеспечения более предсказуемым.

2. Контекстная осведомленность

Большинство существующих агентов предполагают наличие режимов взаимодействия. Переключаясь между ними, можно столкнуться либо с необходимостью начинать заново выполнение задачи, теряя все уже сделанное, либо с непониманием намерений пользователя.

Используя приложения с поддержкой Bixby, пользователи могут в любой момент воспользоваться новым интерфейсом. Bixby поймет текущий контекст и определит состояние приложения, а затем даст возможность продолжить выполнение текущей задачи. Bixby позволяет соединить различные способы взаимодействия, включая сенсорный интерфейс или голосовое управление, в любом контексте использования приложения, в зависимости от того, какой вариант кажется вам более комфортным и интуитивным.

3. Когнитивная толерантность

Когда количество поддерживаемых голосовых команд существенно увеличится, многим пользователям будет сложно запомнить их точные формулировки. Большинство агентов требуют от пользователей указания точных команд в наборе фиксированных форм. Bixby в будущем станет достаточно умен, чтобы понимать команды с неполной информацией и выполнять заданную команду наилучшим известным ему образом. Затем он предложит пользователям предоставить дополнительную информацию и выполнит задачу по частям. Все это делает интерфейс более естественным и простым в использовании.

Samsung знает, что принятие новых способов взаимодействия с устройствами потребует изменений в поведении пользователей. Неудобства изучения нового интерфейса могут вызвать дискомфорт и заставить пользователей вернуться к старым привычкам (например, к сенсорному интерфейсу). В то же время специалисты Samsung считают, что ключом к успеху нового голосового интерфейса является разработка схемы, которая уменьшает дискомфорт и делает опыт использования устройства значительно полезнее, чем в существующем варианте. Таким образом, по своей сути, Bixby поможет устранить дискомфорт. Это упростит обучение пользователей новым голосовым инетерфейсам и сделает смартфон интуитивно понятным.

Сложности с активацией голосового интерфейса – это тот барьер, который компания устранила, чтобы было легче и удобнее давать команды устройству. На грани следующего флагмана Samsung будет специальная физическая кнопка Bixby. Она существенно повысит эффективность использования смартфона. Например, несколько шагов для выполнения вызова – включение и разблокировка смартфона, поиск приложения для звонков, нажатие на панель контактов для поиска человека, которому вы пытаетесь позвонить, и нажатие значка для запуска набора номера – вы сможете заменить одним нажатием кнопки Bixby и простой командой.

Ходило немало слухов о том, что Samsung представит вместе с новым флагманским смартфоном Galaxy S8 в конце марта. Особый интерес вызывали решения, связанные с технологиями искусственного интеллекта. Компания не скрывает, что имеет собственное видение того, как революционализировать человеко-машинный интерфейс, но это видение не будет реализовано в одночасье. Амбиции требует времени.

Bixby – первый шаг Samsung на пути к полному открытию новых способов взаимодействия со смартфоном. После презентации Samsung Galaxy S8 предустановленные на него приложения будут поддерживать Bixby. Со временем этот набор будет расширен. В планах Samsung – в конечном итоге выпустить инструмент (в SDK), с помощью которого сторонние разработчики могли легко и без проблем интегрировать Bixby в свои приложения и службы.

Впервые Bixby реализовали в смартфонах, но постепенно технология станет применяться во всех устройствах Samsung. В будущем вы сможете управлять кондиционером или телевизором через Bixby. Новый интерфейс будет реализован в облаке, так что если устройство имеет подключение к Интернету и простую схему для приема голосовых данных, оно сможет подключиться к Bixby. По мере роста экосистемы Bixby этот продукт будет развиваться и постепенно из интерфейса смартфона превратится в полноценный интерфейс для различных сфер жизни.

Bixby – это сердце программного обеспечения и эволюции сервисов Samsung как компании. Производитель фундаментально и концептуально меняет свое отношение к программному обеспечению и услугам и серьезно работает над инновациями во всех аспектах мобильной экосистемы. Инвестиции Samsung в инжиниринговые ресурсы говорят сами за себя – компания располагает тысячами разработчиков программного обеспечения, которые поддерживают эти усилия.

Это то, что очень волнует Samsung. Новаторство в программном обеспечении и услугах открывает возможности для творчества и способности создавать новые впечатления с нуля. Так как Samsung продолжит инвестировать в сферу искусственного интеллекта, возможности того, чем способен стать интерфейс Bixby, бесконечны.

1. Что значит логотип Samsung: на корейском слово «Samsung» означает «3 звезды». Название выбрал основатель Samsung Ли Бьонг Чхуль, у которого было свое видение будущего компании, которая стала мощной и вечной, как звезды на небе. 3 звезды в различных формах оставались логотипом компании до 1993 года, когда появился новый современных логотип, привычный миллионам.

2. Новый менеджмент: В июне 1993 года в своем мировом турне председатель Samsung Ли Кун Хи прибыл в Германию во Франкфурт. Он созвал всех руководителей компании Samsung со всего мира и с которыми он на протяжении трех дней обсуждал будущее Samsung и все действия, которые приведут компанию к успеху. Сегодня стали нарицательными его фразы, такие как: «Изменить все, кроме вашей семьи». С тех пор Samsung стал стремительно развиваться и стал мировым лидером в области потребительской электроники. В июне 2013 года, кстати, будет отмечаться 20-летие нового руководства.

3. Стремление к качеству: В марте 1995 года председатель компании Ли Кун Хи остался недоволен проверкой и качеством продукции Samsung. Чтобы подать наглядный урок сотрудникам, он распорядился вывезти 150 тысяч телефонов и факсов за пределы завода Gumi в Южной Корее. Более чем 2000 сотрудников собрались, чтобы посмотреть на уничтожение этой кучи устройств. С того дня сотрудники сосредоточились на создании высококачественных продуктов премиум-класса, которые стали успешным шагом вперед для всей мировой отрасли.

4. Совершенствование собственных сотрудников: Культура Samsung столь же разнообразна, как и мир, в котором мы живем. Компания выросла до 236 000 сотрудников по всему миру и все они ищут способы удовлетворить нужды потребителей. Начиная с 1993 года в центре развития и исследования было обучено 53400 сотрудников на 64 курсах. Там же подготовили 5045 специалистов для регионального изучения различных аспектов рынков разных стран. Чтобы получить бесценный опыт, сотрудники Samsung проводят один год в другой стране, чтобы в повседневной работе изучить культуру другой страны, язык и обычаи.

5. Samsung - "интраверт": Для обеспечения максимального качества 90% продукции Samsung производит исключительно в пределах собственных заводов. Компания обеспечивает очень строгую ревизию качества каждого компонента, которых входит в состав устройств.

6. Люди: По всему миру в компании работает более 230 тысяч сотрудников, однако Samsung мало чем отличается от простой локальной компании. Все отделения, расположенные в разных странах, находятся в тесной связи с центром, однако каждое локальное представительство ведет собственные разработки и выбирает цели для инвестиций. Samsung не просто расширяется, а обеспечивает рабочие места, привлекает новые идеи в свой бизнес и становится спонсором местных мероприятий. Сплоченность людей ведет к новым возможностям и к творчеству, как верят в компании.

7. Выручка: Samsung только в 2012 году смог получить 188 миллиардов долларов. К 2020 году компания сможет довести объем продаж до 400 миллиардов дохода. Эта цель будет близкой лишь при постоянном внимании к желанию потребителей в создании новой бытовой электронике, но даже и к новым областям, которые наиболее наукоемкие – это медицина, корпоративные продажи.

8. Бренд Samsung: В 2012 году Samsung занимал 9 место в списке лучших мировых компаний (Interbrand Best Global Brands). То есть Samsung смог подняться сразу на 8 позиций, если посмотреть тот же рейтинг в 2011 году. Это 40% скачок в ценности бренда. Сам бренд складывается из многих мелочей: это создание продуктов и услуг, которые расширяют функциональность и возможности для всех пользователей. А это значит, что на компании лежит огромная ответственность перед сотрудниками, перед собственным народом, перед планетой и перед всем обществом.

9. Первые в мире: Продукты и услуги компании производятся так, что они постоянно на виду. Дизайнеры стараются всегда выйти за рамки сознания и существующих технологий, для создания новых идей и совершенствования продукции для удовлетворения потребностей людей и улучшения образа жизни.

Компания постоянно стремится создать новые технологии, что успешно происходит на протяжении многих лет. В 1996 году первая коммерческая сотовая сеть CDMA была запущена как раз компанией Samsung. В 1998 году в компании изобрели первое цифровое телевидение. В 1999 году были представлены первые часы-телефон SPH-WP10, а также первый в мире MP3-телефон (SCH-M210/SPH-M2500) и первый TV-Phone (SCH-M220).

10. Номер 1 в производстве смартфонов: Целью Samsung является предоставление максимального удобства для каждого потребителя, именно поэтому все сотрудники постоянно работают над тем, чтобы предоставить наиболее интуитивно понятные технологии наряду с лучшими инновациями и уникальным дизайном. Samsung продаж уже более 100 миллионов смартфонов линейки Galaxy S по всему миру и это отличный показатель успеха. Продажи продолжают расти: в январе 2013 года было продано 24.6 миллионов оригинальных смартфонов Galaxy S, Galaxy S2 и Galaxy S3 – каждая модель уже продана в количестве более 40 миллионов единиц. Мы даже не упоминаем про рекорды нового Galaxy S4.

Что ж, мы пока представили первую десятку фактов о компании Samsung, но совершенно уверены, что вторая часть вам также понравится.

Интуиция – редкий дар природы, которым может похвастаться далеко не каждый. Без исключения всем хочется обладать этим качеством, этой бесценной способностью приходить к правильному выводу, не опираясь на сложную цепочку логических умозаключений. Каждый может вспомнить эпизод из своей жизни, где единственно верное решение в непростой ситуации было принято быстро и легко. «Интуиция подсказала», - говорим мы, вспоминая приятный эпизод. А задумывались ли вы, что такое по-настоящему интуитивный интерфейс? Что закладывает производитель в это словосочетание, и какое отношение к интуиции может иметь система управления технического устройства?

В подавляющем большинстве случаев при работе с меню плеера, телефона или фотоаппарата мы задумываемся. Останавливаемся, пытаемся проанализировать, где именно может быть спрятана нужная нам в данный момент функция. Перемещаемся из пункта в пункт и, наконец, находим, отмечая про себя степень логичности расположения нужного нам меню и пытаясь запомнить его на будущее. Действительно же интуитивное меню должно избавить нас от процесса анализа, поиска и запоминания. Непроизвольное, необдуманное и естественное действие должно приводить к нужному результату. На первое место должна выходить не привычная техническая логика, а моторные рефлексы и глубинные ассоциации, единые для всех. Цепочка «мысль – движение - результат» не должна прерываться, а ход действия должен быть легким и одномоментным. Задача не из простых. Но именно она стояла перед инженерами, на плечи которых легла разработка меню Samsung ST550. На примере некоторых возможностей этой камеры мы увидим, каким образом была решена поставленная задача.

Язык жестов

При работе с обычной камерой управление одной рукой невозможно. Делать снимки – да, но не производить настройки. Попытка внести самые минимальные коррективы в процесс съемки безапелляционно отключает вас от самой съемки на несколько десятков секунд. А этого времени нередко оказывается достаточно для того, чтобы безвозвратно упустить момент. Samsung ST550 решает эту, казалось бы, неразрешимую задачу с удивительной легкостью. Для того чтобы во время съемки изменить режим, достаточно одного жеста. Снимаете морской пейзаж и вдруг увидели дельфинов, плещущихся в пяти метрах от вас. Легкий наклон камеры вперед активирует режим записи видео, и ни одна секунда удивительного зрелища не упущена. О сложностях съемки в клубе или на аттракционах вы знаете не понаслышке. Постоянно меняющееся освещение, быстро движущиеся объекты - все это нередко становится причиной безнадежно испорченного снимка. Справиться с непростыми условиями съемки поможет интеллектуальный режим. Легкий наклон камеры вправо в процессе съемки, и ST550 выберет наиболее оптимальные настройки. Вам остается только ловить момент. В программном режиме доступны любые настройки и опции. Это режим для неспешной, продуманной, возможно, художественной съемки. Перейти к программному режиму можно одним движением – наклонив камеру вниз.

В процессе просмотра фотографий тот же набор жестов запустит слайд-шоу, защитит снимок или добавит его в коллекцию избранных. Хотите просмотреть всю фотосессию? Достаточно легкого наклона, и снимки будут сменять друг друга на дисплее камеры.



Язык прикосновений

Как часто одно прикосновение может сказать больше, чем любые слова. С ST550 все именно так. Не понравился снимок? Достаточно просто перечеркнуть его, поставить на нем крест двумя легкими касаниями, и больше вы о нем не вспомните.




Хотите изменить положение снимка в процессе просмотра? Просто проведите пальцем по дисплею в ту сторону, переворот в которую считаете необходимым.




Хочу вот это!

Именно этой фразой любой ребенок в мире доносит свои желания до всемогущих взрослых. Указательный палец при этом в обязательном порядке должен указывать на желанный предмет. С возрастом мы не перестаем страстно хотеть «это, это, а еще вот это…», просто учимся облекать свои желания в более сложные фразы и не тыкать пальцем в объект вожделения. Интуитивная система фокусировки ST550 позволяет забыть об условностях и прямолинейным жестом указать камере, на чем именно ей стоит сфокусироваться. Для того чтобы выделить главный объект съемки, достаточно дотронуться до него на дисплее камеры, и в фокусе окажется именно он.



Инстинкт самосохранения

Потребность быть защищенным обозначена психологами как одна из самых насущных человеческих нужд. А что может защитить ST550 от морского песка, моросящего осеннего дождя и ключей в сумке? Фирменный бокс (чехол?) не только возьмет камеру под защиту, но и придаст ее образу неожиданное звучание.




Samsung ST550

Samsung ST550 поймет тебя без слов. Достаточно простого жеста или прикосновения. Хочешь получить его в личное пользование? Нет ничего проще. Прими участие в конкурсе Samsung и получи один из четырех призов – Samsung ST550 . Интуитивная организация меню, внешний дисплей и обширная функциональность помогут тебе делать отличные снимки и яркие автопортреты. Для участия в конкурсе нужно разместить свой самый лучший, яркий или смешной автопортрет. Розыгрыш призов проводится каждую неделю!

Чисто операторских телефонов у нас, можно сказать, нет. Это - первый, принадлежность которого к определенному оператору не ограничивается единственно нашлепкой логотипа или переписанным названием. Здесь под оператора переточены почти полностью дизайн телефона и часть его функциональности, внесены изменения в интерфейс - и это вовсе не ограничивается предустановленными картинками и клипами. И есть еще кое-что более серьезное, чем чисто визуальные признаки. Кстати, судя по ответам опрошенных, рекламу Интуиции не видел только слепой, а вот ее смысл, видимо, только слепому-то и дано понять хотя бы с десятого раза)))) Ладно, с этим мы разберемся еще, а пока начнем именно с внешнего вида.

Вообще говоря, внешний вид этого аппарата у большинства опрошенных вызывает ассоциации с мылом, хотя цвет - ну совсем неподходящий (именно у Интуиции; а "обычные 530-е" по оформлению легко сойдут за какой-нибудь Dove, если их аккуратно уложить в ванной в мыльницу дисплеем вниз). Есть даже одна шутка насчет черного мыла, но здесь я ее, с вашего позволения, приводить не стану))) Вторая ассоциация - это уже у людей с мегавоображением - кофейное зерно. Где виданы кофейные зерна такого размера, да еще и сплющенные не в той плоскости? А некоторым телефон вообще по какой-то причине напоминает булочку. Хотел бы я взглянуть на мир их глазами)))) Но это все лирика, конечно. Форма аппарата индивидуальна - это факт. Цвет - вообще удивительно, что эта раскладушка полностью черная: с учетом гаммы Билайна скорее предполагается именно белая в основе, с вкраплениями черного и желтого. Кроме того, если пробежаться по каталогу фирмы, можно заметить, что черных раскладушек там раз, два - и обчелся. Большинство опрошенных считают, что этот вариант на голову выше стандартного оформления; даже заточка под Билайн не вызывает никаких нареканий. Особенно всем нравится то, что корпус не весь глянцевый, но большей частью матовый.

Телефон очень маленький, в руке лежит хорошо, приятен наощупь. Открывается и закрывается легко. Угол раскрытия покажется кому-то маловатым: он, пожалуй, и в самом деле "в пределе" удобного. Форма "мыло" интересна визуально, ну а практически имеем вот, что: и в закрытом-то состоянии телефон активно качается, когда лежит на ровной поверхности, а в раскрытом вообще лежит "как угодно и кто угодно" (с). Им даже легко можно играть в "бутылочку", раскручивая телефон на столе))) Впрочем, может, оно для того и задумывалось? Типа, когда уже все развлечения надоели, можно и покрутить...))

Во всем прочем - стандартный самсунговский вариант оформления. Отдельная клавиша для камеры, еще две - громкость, навигационная 5-позиционная клавиша (4 + центр), кнопка "С", две софт-клавиши. Центральная кнопка (она даже имя имеет - "Билайн") здесь срабатывает на вызов встроенного JAVA-приложения, ради которого, собственно, все и затевалось (официальную информацию о тарифе "Интуиция" и телефоне "Интуиция" можете посмотреть здесь: www.intuition.beeline.ru). А внутри меню и приложений она работает как обычная "ОК".

Кнопки громкости при закрытом флипе можно использовать как включатель для фонарика (он же - вспышка для фотокамеры). Лампочка довольно яркая - такая же (а то и даже чуть ярче), как в последних сонериках (K750/W800/W900). Кнопка "Камера" тоже работает при закрытом флипе: длинное нажатие - вкл/выкл камеры, а короткое - снимок. Интересно расположение на флипе дополнительного микрофона. Какого-либо особого качества записи звука на диктофон мы не обнаружили (допустимо, что при работе диктофона используется разговорный микрофон), но вот при работе видеокамеры работает именно он, и при съемке не зажимается рукой - это удобно.

А, вот еще что: многие говорили - жаль, что и клавиатура не черная тоже. Зато такое оформление можно считать удачно-билайновским; если присмотреться, то клавиатурный блок напоминает чем-то пчелу: голова - управляющие клавиши, а тельце - цифровая клавиатура. Полосатая центральная кнопка только добавляет сходства))) Вот если б еще и цифровую клавиатуру полосатой сделали...

Первый раз скажем: телефон - женский (повторено и мотивировано это будет еще не раз). И потому - в комплекте очень симпатичная черная бархатная сумочка с застежкой, креплением на пояс и окошечком для внешнего дисплея. Недостаток - с подключенной гарнитурой аппарат в нее не влезет. Хотя... много чего есть, что на первый взгляд в женскую сумочку не влезает, а на деле - очень даже и влезает)) Дополнительно к сумочке - такой же бархатный черный ремешок на руку. Тут тоже небольшая загвоздка: либо этот ремешок для людей, у которых ладонь вширину имеет не более 4 см, либо ремешок и не предполагается надевать на запястье. В общем, милые леди, думаю, сами разберутся))

Samsung SGH-E530 "Интуиция" :: Обзор:: "Интуитивный" интерфейс

Основное отличие этого аппарата от своих "обычных" собратьев - наличие встроенного JAVA-приложения. Назовем его "Интуиция", потому что оно само по себе вообще никак не называется. Запускается оно только из режима ожидания - нажатием на полосатую кнопку. Внутри списка JAVA-приложений его нет, и память для JAVA (4 Мб) оно не расходует совсем, так что здесь опасаться нечего особенно. Работает приложение вполне быстро, но изредка мешают затянувшиеся переходы внутрь пунктов. чина пока неясна, но мы полагаем, что если в этом будет необходимость, мы ее "вычислим"))) Иногда меню "Пользуйся" изменяется, и приложение предлагает загрузить обновленный набор пунктов в нем. Можно и не грузить, конечно, но лучше потратить на это пять-шесть минут.

При запуске выдается приветственное сообщение, которое можно и отключить. Читать там, по сути, нечего, кроме последнего предложения, в котором, собственно, значится: "Доступ к ним открывают услуги GPRS и WAP, которые оплачиваются согласно вашему тарифному плану." Собственно, это предупреждение: не стоит бездумно во все тыкать и на все нажимать - ознакомьтесь сначала с ценами. Оформлено приложение в красках Билайна - собственно, смотрится очень неплохо. Уж всяко на порядок лучше мрачного и худосочного водафоновского оформления, например.


Теперь пара слов, которые можно считать одними из самых важных. Нигде не указывается изначально: будет ли аппарат работать с SIM_картами других операторов? На этот вопрос мы легко ответим: будет. Залочка (SP Lock и его разновидности) отсутствует. Некоторые сложности возникли с выяснением работоспособности air-сервисов для других операторов (не Билайн), но и они успешно были разрешены, хотя некоторое количество пользователей были введены в заблуждение. Здесь мы тоже отвечаем уже со всей ответственностью: все air-сервисы работать будут (точнее - должны: это по официальным заявлениям представителей Билайн и Samsung). Есть, конечно, и такой момент: само приложение "Интуиция" совершенно не пригодится пользователям других операторов, но если это считать ценой за дизайн - стоит ли об этом волноваться? У этих пользователей есть свои MTS Info и все такое прочее... Оформлено, конечно, совсем не так, но тут уж ничего не попишешь. Переходите в Би)))

Меню приложения состоит из девяти пунктов: "Помощь", "Знакомства", "Пользуйся", "Играй", "Слушай", "Раскрась мир", "Что нового", "Сюрприз" и "Выходи в свет". Собственно говоря, это своеобразный набор для убивания времени абонентами. Гораздо интереснее ходить по любому WAP-сайту, когда к нему имеется красивое и быстро работающее управление, и не надо никаких адресов вколачивать, и по сслыкам прыгать по сто раз. Внутри некоторых пунктов - некая конечная страница WAP-сайта, внутри других - набор номеров, внутри третьих - и вовсе "свои" системы отображения и скачивания данных. Рассмотрим каждый пункт в отдельности.

Первый пункт "Помощь" - доступ к различным голосовым сервисам. Голосовым в том смысле, что после выбора раздела происходит звонок на соответствующий номер. Некоторые разделы снабжены дополнительной страничкой, в которой более подробно, чем в названии раздела, описыватся его назначение. Собственно говоря, это - аккуратно устроенная и красиво оформленная замена информационным функциям "Beeinfo". Пункт "Помощь" включает в себя такие разделы как, например, "Сказки" (для взрослых и детей), "Куда пойти учиться" (инфа по ВУЗам), "Новая справка" (адреса фирм, учреждений и т.п.), "Центр поддержки клиентов" и так далее, всего - 11 разделов.

Второй пункт - "Знакомства". Здесь теоретически можно познакомиться. Для этого нужно будет на вопрос "Перейти в WAP?" ответить "Да". После этого следует выбрать пол того, с кем собираетесь знакомиться, ну и примерный возраст. А далее - читаем анкету, и если все нравится - отвечаем. Можно и свою тиснуть, если очень захочется. В целом - ничего необычного.


Следующий пункт - "Пользуйся". Этот пункт уже прямая и полная замена абонентскому разделу BeeInfo. Сам этот пункт расширения SIM-карты, кстати, в телефоне не отображается (в случае, если вставлена карта Билайн). То есть, если вы вставите карточку какого-нибудь другого оператора, то в меню "Приложения" последним пунктом будет стоять расширение SIM-карты: например, MTS-Info. Для билайновских же карточек следует пользоваться именно этим самым "Пользуйся". Большой разницы нет, разве что чуть больше времени занимает "дорога" к этому пункту. Здесь - управление услугами: Автоответчик, АнтиАОН, Любимый номер, Ожидание вызова и так далее.

Теперь три пункта, которые имеют свое собственное оформление. Это - "Играй", "Слушай" и "Раскарась мир". Все три оформлены красиво - с картинками-preview для игр и изображений, с предварительным прослушиванием скачиваемых мелодий. Имеется разбивка информации по рубрикам, новинки и рейтинг, поиск. Для игр даны миниописания. В общем, пользоваться очень приятно - собственно говоря, большинство вещей можно так же и в WAP оформить, но некоторые элементы интерфейса там невыполнимы (например, прокрутка текста пояснения при неподвижной картинке). Что не совсем удобно - процесс загрузки игр сопровождается выходом из текущего приложения "Интуиция", и после установки игры в "Интуицию" снова нужно будет заходить.



Следующие три пункта - "Что нового", "Сюрприз" и "Выходи в свет" - представляют собой ссылки на соответствующие страницы WAP-сайта. Первый - новостной: Обо всем, Новости Билайн, Погода и т.п. Второй - развлекательный. Здесь такие пункты, как "Афоризм дня", "Анекдот дня", "Цитата дня", "Картинка дня" и все в таком роде. Отдельный интерес представляет пункт "Сюрприз" (прямо таки сюрприз в сюрпризе): здесь раз в неделю вы сможете бесплатно скачать картинку или еще что-то - по выбору оператора. Собственно говоря, гуляя по всем этим пунктам, вы постоянно будете убеждаться в том, что телефон не только спозиционирован как женский, но и всецело поддерживается именно как таковой. Например, в пункте "Сюрприз" вам так прямо и скажут: "Дорогие дамы, здесь раз в неделю вы можете...". И некоторые названия говорят сами за себя - такие как "Рецепты" и "Косметические рецепты")))


В последнем пункте меню - "Выходи в свет" - представлены различные "светские" вещи: новости музыки, новости кино, светская жизнь, афиша... Следует отметить напоследок, что и эти три пункта оформлены также красиво, как и три предыдущих, но имеют чисто WAP-функциональность. И уж совсем напоследок: если вам вздумается погулять по этому самому intuition.beeline.ru (он состоит из четырех уже описанных пунктов - Знакомства, Что нового, Сюрприз, Выходи в свет) с SIM-кой другого оператора - ничего у вас не получится, даже с другого телефона. Сайт этот откроется только с билайновской карточкой. Такие вот вам "стимулы" к переходу в Би: красивое приложение - раз, доступ к сайтам этого приложения - два))))

Samsung SGH-E530 "Интуиция" :: Обзор:: "Интуитивный" телефон

В принципе, этот аппарат по возможностям - практически точная копия телефона (за исключением ИК-порта, которого в 530-м нет), а от вполне неплохого аппарата отличается меньшим дисплеем, отсутствием поддержки карт памяти и ТВ-кабеля (и еще функциями по мелочам - например, здесь нет возможности переключать тип отображения меню, есть дополнительный пункт в меню "Приложения" и т.п.). Особо внятно описывать функциональность этой модели нет никакого смысла - можете обратиться к упомянутым обзорам D500/D600. Здесь коснемся лишь основного, и вкратце - просто для того, чтобы вы в целом представляли себе, что вас ждет в этой "Интуиции".


Отметим достаточно качественный дисплей 176х220 точек (физические размеры - 27.5 х 34.5 мм), для которого настраивается время работы подсветки (в обычном режиме и в экономном), 4 цветовые схемы, яркость, шрифт и цвет цифр при наборе номера, цвет и расположение надписей в режиме ожидания. Внешний дисплей тоже очень неплох, и умеет отображать довольно много событий: работу плеера, работу Bluetooth и прием файлов, сообщения, входящий звонок, будильники, напоминания, плеер и так далее. Также имеется поддержка МР3 (как установка на звонок, так и прослушивание плеером), диктофон (с ограниченим по записи в 1 ролик/1 час). Здесь недостаток - "свой" разъем для наушников: сторонние наушники не подоткнешь, так что эти терять или ломать особо не следует. Еще один - неумение плеера работать в фоновом режиме, хотя при закрытом флипе его слушать можно, и при этом на внешнем дисплее отображается необходимая информация, а боковые кнопки используются для регулировки громкости (перемотка и переключение композиций при закрытом флипе не работают).


Стоит упомянуть также один из самых функциональных сервисов Bluetooth (можно, как в старых сонериках, просматривать содержимое shared-папок на других устройствах с Bluetooth). Можно к этой возможности относиться как к ненужному дополнению, можно - как к развлекательной функции: интересно же в своем телефоне увидеть файлы и папки из телефона подруги?))) Ну а можно и как к не каждый день нужной, но полезной вещи, которая хлеба, в общем-то, не просит, но вот меня пару раз очень даже хорошо выручала. Интересное дополнение в сервисах: есть пункт "Синхронизация", в котором выбирается тип синхронизации (полная, обновить все, обновить телефон, обновить сервер), категория (все, контакты, календарь, задачи), и метод - USB или Bluetooth. Причем профилей синхронизации можно создать несколько. Вообще говоря, это очень удобная штука - когда все можно настроить в самом телефоне.


В этом телефоне довольно неплохая фотокамера (1 МП - кадры 1152х864 точек). Со вспышкой, которая умеет работать как фонарик (очень яркий, кстати). По работе - почти никаких нареканий. Есть режим "автосохранение", мультикадровая съемка (6/9/15 кадров), матричная съемка (2х2 и 3х3). Настраивается тип видоискателя (на весь экран или обычно), есть поддержка съемки с эффектами, 5 вариантов звуков затвора (съемку можно вести и бесшумно, если включить в телефоне профиль "Без звука"). А главное - имеется возможность управлять камерой с помощью всех клавиш телефона (к этому делу даже приспособлен небольшой "Help" в картинках). Съемка видео с разрешениями 128х96, 176х144, 320х240 и 352х288. Видео пишется в MPEG4 (до 15 fps) + AMR-NB (mono, 8 kHz), причем звук пишется весьма неплохо, есть даже попытки записать низкие частоты))) Качество роликов - гораздо выше среднего. Ролик с максимальным разрешением нисколько не тормозит при просмотре, и характерные "квадраты" вообще отсутствуют - даже если писать при не очень хорошем освещении. Ролики, записанные Nokia N90, воспроизводятся прекрасно, так что MPEG4 + AAC (stereo, 16 kHz) телефон тоже понимать умеет. Единственно - жаль, что нет Landscape-режима (горизонтального, во весь экран) просмотра. Примеры фотографий и видеороликов вы можете просмотреть ниже в таблице.

Табл. ?Примеры фото и видео? Samsung SGH-E530

Тестовые фото
Тестовые видеоролики

Поддержка JAVA - MIDP 2.0, поддержки 3D-приложений нет. Скорость исполнения приложений весьма скромна: по тестам JBenchmark для первого средний результат - 1082, а для второго - 36. Памяти для приложений - 4 Мб. Диктофон примечателен тем, что имеет отдельный микрофон (на флипе), и тем, что умеет записывать разговор, хотя и бежать до него по меню - не самое большое удовольствие. Будильники устроены стандартно для самсунгов: их три, настраиваются неплохо, есть функция "звонить, если выключен", (МР3, правда, звуком сигнала будильника сделать нельзя).


Имеется почти полный набор приложений Органайзера. Календарь (на 400 событий) с неплохо настраивающимися событиями типа "годовщина", "задача", "напоминание" и "расписание", и с хорошим отображением месяца и недели. Также Калькулятор, Конвертер величин (именно величин а не только валют), Секундомер, Таймер и Мировое время. Собственно, для "полного набора" не хватает только сервиса заметок, но именно им самсунги никогда похвастаться не могли. Отдельным пунктом, лишний раз оправдывая направленность аппарата на использование преимущественно женщинами, идет раздел "Мой дневник", в котором собраны такие приложения как "Подбор духов", "Биоритм", "Оптимальный вес", "Калькулятор калорий", "Мой календарик" и "Список покупок". Возможно, некоторые, заметив, что в приложении "Оптимальный вес" предлагается выбрать пол (М или Ж), заявят, что телефон таки не только женский)) На это есть два возражения, одно из которых опустим, пожалуй, а второе - некоторые женщины не только свой вес любят "подсчитывать"))) Подбор духов, кстати, очень забавно устроен: вводим тучу параметров - одежда, место, настроение, музыка, еда и т.п. - и на выходе получаем картинку и основное направление для аромата. Можно создать и сохранить несколько профилей, а потом просто выбирать в нужный момент подходящее: например, идем в гости к Крокодилу Гене - выбираем сохраненный вариант "В гостях у Гены", идем к Чебурашке - вариант "В гостях у Чебурашки". И так далее)))


Навигационная клавиша настраивается: 4-м нажатиям можно присвоить вызов приложений телефона (всего 20 штук). Одной из интересных функций телефона (эта возможность, видимо, приточена именно к "женским секретам"): на пароль можно поставить просмотр сообщений и меню "Мультимедиа". Книгу контактов, что интересно, нельзя))) Видимо, она тайной считаться не может. Правда, у этого есть некий заменитель: если поставить на защиту "Обои", тогда без пароля невозможно будет никуда попасть из режима ожидания.

В телефоне имеется поддержка SMS (и EMS - картинки/анимация/тоны/вложения и стиль текста в SMS-сообщениях) с возможностью создавать свои папки и перемещать в них сообщения, MMS с удобным редактором, E-mail на 5 учетных записей (чтобы получать почту с 5-ти различных адресов) и неплохой WAP-браузер, весьма аккуратно оформленный. А также довольно удобный, разбитый на типовые разделы менеджер файлов (память - около 80 Мб, не считая 4 Мб для JAVA-приложений, 3 Мб для MMS и еще 3 Мб для E-mail).


Общую картину дополняют очень хорошо устроенные списки звонков (один из самых аккуратных вариантов таковых) и записная книжка на 1000 контактов, для каждого из которых можно сохранить Имя и Фамилию (по 20 букв на каждое поле), 5 номеров, адрес электронной почты, картинку вызова (Photo ID), мелодию вызова и заметку (на 50 знаков). Неудобство записной книжки в том, что номерам нельзя изменять тип - например, нельзя записать два мобильных номера. Точнее, записать-то можно, но иконка "мобильный" будет только у одного. Красиво, хоть и не очень эффективно, оформлен быстрый набор (что, кстати говоря, является платой за маленький физический размер дисплея: в той же 60-й серии дисплей по разрешению меньше, а информации в окне быстрого набора уменьшается больше). Самый большой недостаток звонкового сервиса - отсутствие настраиваемых профилей. По сути, здесь их всего два: со звуком и без звука.

Samsung SGH-E530 "Интуиция" :: Обзор:: "Интуитивный" итог

По связи и по работе аккумулятора особенных претензий нет. Второй аккумулятор, впрочем, в комплекте очень не помешал бы, равно как и дополнительный настольный зарядник. При активном использовании аппарат вытягивает день (с утра - до вечера). Громкость динамика и чувствительность микрофона тоже в рамках нормы. Телефон, как надо понимать, будет продаваться только вместе с одноименным тарифом. Правда, с учетом того, что этот аппарат вместе с тарифом стоит практически столько же, сколько обычный и без тарифа - разница невелика)) Привязываться к этому тарифу, как уже говорилось, большой необходимости нет, разве что Билайн выдумает что-нибудь этакое... Так что отказываться от своего номера и не придется. Фэнам Билайна, особенно если аппарат нравится - однозначный Must Have.

В данной работе мы не рассматриваем всех возможных видов интуиции, а ограничиваемся лишь одним из них - тем, который экспериментально воспроизведен нами. Этот вид интуиции обладает наиболее ярко выраженным творческим характером. Его исследование есть вместе с тем исследование одного из скрытых механизмов возникновения догадки, связанное с про-

никновением в область непосредственно не отображаемых явлений.

Построение моделей интуитивных решений не сводится к постановке перед испытуемым какой-либо искусственной проблемы. Обычные средства наблюдения за ходом ее решения, широко распространенные сейчас средства фиксации этого хода, опрос испытуемых и самонаблюдения не дадут больше того, что в принципе уже изучено и составляет сейчас часть данных для построения кибернетиками эвристических программ работы электронно-вычислительных машин. При психологическом исследовании интимных механизмов процесса творчества необходимо моделировать условия творческой деятельности. Действия, свойственные подлинному творчеству, в его модели должны планомерно вызываться у испытуемого.

Построение психологических моделей интуитивных решений предполагает использование простейших в познавательном смысле задач, однако таких, которые обладают достаточной психологической трудностью, в силу чего их решение (в определенный промежуток времени, которым ограничивается эксперимент) не может быть получено прямо путем логического вывода и не регламентировано какими-либо заранее известными правилами. При построении моделей интуитивных решений исследователя интересует не весь комплекс обстоятельств, который развертывается в ходе решения сложных творческих познавательных задач (проблем), а тот кульминационный пункт, который отделяет решенную мыслительную задачу от нерешенной. Принцип построения моделей интуитивных решений заключается в создании контролируемых условий, в короткий срок приводящих к такому решению.

Необходимой предпосылкой для этого оказывается конструирование двоякого рода ситуаций, создающихся посредством соответствующих задач: 1) образующей, в которой формируется необходимый по замыслу эксперимента результат действия, и 2) выявляющей, в которой этот результат проявляется.

Приведенные в предшествующей главе эксперименты по существу уже представляют собой психологические модели творчества и раскрывают некоторые условия возможности интуитивного решения. Генеральное условие состоит в следующем: интуитивное решение возможно лишь в том случае, если ключ к нему уже содержится в неосознаваемом опыте.

К такому заключению нас приводят опыты с образующими и выявляющими задачами. Выявляющая задача (задача-индикатор) не решаема без посредства образующей задачи. Однако она становится решаемой, если ей предшествует образующая, в которой ключ к решению выявляющей фиксируется испытуемым на неосознаваемом уровне. Это внешне тривиальное положение как бы реабилитирует интуицию, снимает с нее мистический покров, навеянный традициями прошлого.

Сам факт возможности такого решения доказан опытами с «политипной» и «монотипной» панелями и аналогичными им опытами с лабиринтом.

Вместе с тем эти опыты показали, насколько маловероятно такое решение в естественных условиях, какой комплекс «счастливых случайностей» должен ему сопутствовать.

Перейдем к рассмотрению других условий, благоприятствующих интуитивному решению.

При построении психологических моделей интуитивных решений с целью выявления условий, благоприятствующих интуиции, в качестве выявляющей задачи (индикатора) нами чаще всего использовалась задача, названная «4 точки».

Рис. 13

Условие этой задачи таково.

«Даны четыре точки (рис. 13); требуется провести через эти четыре точки три прямые линии, не отрывая карандаша от бумаги, так, чтобы карандаш возвратился в исходную точку».

Задача давалась взрослым, интеллектуально развитым испытуемым. Время для решения ограничивалось 10 минутами.

Для интеллектуально развитых людей, которым известен принцип решения этой или подобной задачи, ее логический анализ не представляет никакой трудности. Четыре точки можно рассматривать как вершины воображаемого квадрата. Требование возвратиться карандашом в исходную точку означает необходимость начертить замкнутую фигуру. Три отрезка прямой, каждый из которых является продолжением другого и не накладывается на него, образуют треугольник. Решение заключается, следовательно, в том, чтобы описать около квадрата треугольник.

Однако в опытах с очень большим числом испытуемых мы не наблюдали ни одного случая такого решения. Наоборот, все без исключения испытуемые после ряда безуспешных попыток прекращали решение и признавали задачу нерешаемой. Для достижения успеха надо было «вырваться» за пределы участка плоскости, ограниченного точками, однако это никому не приходило в голову - все оставались внутри данного участка.

Убедившись в том, что вероятность самостоятельного решения этой задачи испытуемым практически исключена, мы стали наталкивать испытуемых на решение путем различного рода подсказок. Последние могли быть самыми разнообразными. Достаточно было, например, посоветовать испытуемому не ограничиваться участком плоскости, соответствующим вообра-

жаемому квадрату, в вершинах которого лежат данные точки, - и задача им решалась. Можно было дополнить условия указанием: «Только одна точка лежит в вершине угла» - ив этом случае путем несложных умозаключений испытуемый быстро находил решение.

Однако такого типа подсказки не представляли для нас прямого интереса. Нам необходимо было, чтобы испытуемый пришел к решению, опираясь на побочный продукт действия. Для этого в образующей ситуации использовались задачи типа выкладывания овала (см. рис. 9, на с. 195). Например. Испытуемый вначале обучался правилам игры в Хальму. Затем сообразно правилам этой игры он должен был перескочить одним

ходом белой фишки через три черных так, чтобы белая фишка возвратилась на прежнее место (рис. 14). Выполняя это действие, испытуемый прокладывал рукой маршрут, совпадающий с чертежом решения задачи «4 точки», иными словами, путь движения руки испытуемого точно соответствовал графическому выражению решения этой задачи. После того на ту же самую шахматную доску накладывалась прозрачная бумага с нанесенными на ней четырьмя точками, расположенными соответственно центрам просвечивающих квадратов (рис. 15). Испытуемый должен был соединить эти точки, не отрывая карандаша от бумаги, тремя линиями так, чтобы карандаш возвратился в исходную точку, т. е. решить в этих условиях задачу «4 точки». Казалось бы, решение должно явиться немедленно, поскольку от испытуемого требовалось лишь повторить то, что им только что было проделано. Однако данная часть результата действия была побочным продуктом и такая подсказка не помогла решить задачу.

Повторив опыты с другими испытуемыми, используя при этом серию различных по форме, но аналогичных по смыслу подсказок 1 , мы убедились, что эго не исключительный случай.

Установив, что подсказки, даваемые в форме побочного продукта, при предъявлении их до задачи не приводят к решению, мы обернули порядок предъявления: вначале давали задачу, затем одну из подсказок и после этого вновь возвращали испытуемого к задаче.

В этом варианте опыта подсказки привели многих испытуемых к решению задачи.

Таким образом, результаты опытов показали: если используемые нами подсказки предшествуют задаче, они оказываются по отношению к ней безразличными, неэффективными; если же подсказки следуют за задачей, то при повторном обращении испытуемого к задаче они дают достаточно выраженный положительный эффект.

В поисках ответа на вопрос, почему для эффективности подсказки необходимо, чтобы ей предшествовала задача, надо было сразу же отбросить мысль о том, что решение задачи может произойти только в случае воздействия сугубо индивидуальной, особо подобранной «подсказки», т. е. что решение задачи оказывается зависимым от той конкретной формы, в которую облечена подсказка. Для этого достаточно было учесть хотя бы то обстоятельство, что эффективными оказались не одна, а несколько выбранных нами подсказок. Можно подыскать тысячи разнообразных подсказок, тысячи разнообразных ситуаций, конкретная общность между которыми будет исчезать все более и более, однако все они окажутся для данной задачи наводящими.

Значит, конкретная форма подсказки, те конкретные предметы, которые при этом используются, являются несущественным обстоятельством. Замысел подсказки должен быть воплощен в каких-то конкретных явлениях, но в каких именно - это, конечно, не является решающей причиной.

Аналогичным образом необходимо было исключить из числа решающих причин факторы близости предъявления подсказки и задачи во времени и степени конкретного сходства маршрута движения руки в образующей и выявляющей ситуациях.

Несомненно, что фактор близости «подсказки» и задачи во времени предъявления играет определенную роль в эффективности подсказки. Очевидно, что если мы будем постепенно увеличивать промежутки времени между предъявлениями задачи, подсказки и вновь задачи, то наступит момент, когда подсказка окажется, наконец, неэффективной. Значит, фактор времени

1 Подробности постановки опытов и их результатов здесь и во всех последующих аналогичных случаях см.: Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. М., 1960.

является одним из необходимых условий. Однако является ли это условие решающей причиной? Если бы оно было таковой, то это обнаружилось бы и тогда, когда подсказка предшествует задаче. Однако установлено: сколько бы мы в этом случае не сближали время их предъявления, решение задачи не наступает. Значит, близость во времени не является решающим обстоятельством.

Далее. Определенное сходство чертежа решения задачи с проекцией движения руки испытуемого в ситуации «подсказки», безусловно, необходимо. Но и эта причина не является главной, решающей. Во-первых, потому, что данный маршрут движения руки есть лишь частное свойство данной подсказки. Это свойство определяется последующей задачей. Каждая другая задача повлечет за собой преобразование конкретного выражения подсказки, в то время как сущность последней заключается именно в том, что она должна быть наводящей, а следовательно, даже в измененных условиях эта сущность остается все той же. Во-вторых, потому, что даже абсолютное совпадение движения руки в ситуации «подсказки» и при решении задачи (достигаемое накладыванием прозрачной бумаги на шахматную доску) не помогает, когда «подсказка» предшествует задаче. К тому же благодаря постановке специальных опытов и богатству примеров, взятых из обыденной жизни, мы убедились, что сходство проекции движения руки в ситуации подсказки и чертежа решения задачи как со стороны размера, формы, так и со стороны условий выполнения действия может быть очень относительным.

Таким образом, ни близость во времени предъявления, ни степень сходства маршрута движения с чертежом решения не являются решающими причинами эффективности «подсказки». Решающая причина кроется в чем-то другом.

Отыскивая эту причину, важно учитывать, что как в случае, не приводящем к решению, так и тогда, когда решение задачи имеет место, задача и подсказка объективно остаются совершенно неизменными, а изменяется только порядок их предъявления. На этом основании можно считать, что решающая причина, делающая предварительную задачу то неэффективной, то эффективной, заключается в субъективном факторе. Задача, предъявляемая до подсказки, оказывает стимулирующее воздействие.

Учитывая генеральное условие и описанный нами цикл опытов, в которых предъявление образующей задачи предварялось стимулирующей, можно сформулировать второе по степени важности условие возможности интуитивных решений (основание к которому дают уже описанные опыты): неосознаваемый опыт, объективно содержащий в себе ключ к решению, малоэффективен, если он сложился в действиях, предшествующих попыткам решить задачу; он становится значительно эффективнее, фор-

мируясь на фоне целевой поисковой доминанты, возникающей в итоге предварительных попыток решить задачу еще до приобретения необходимого неосознаваемого опыта.

В экспериментальном материале это выступило следующим образом. Если образующая задача предшествует выявляющей, то эффективность ее минимальна. Если же образующая задача предваряется выявляющей, выступающей в данном случае в стимулирующей функции, - эффективность ее резко возрастает.

Попытки решить выявляющую задачу до образующей (т. е. попытки решить выявляющую задачу, выступающую в стимулирующей функции) безуспешны, но не бессмысленны. Более того - они необходимы. «Случай в науке благоволит подготовленному», - говорил Пастер. Всякого рода «случайные» догадки, в огромном числе зафиксированные в истории науки и техники и хорошо известные сейчас любому читателю, помогали лишь тем, кто уже до этого упорно, хотя, казалось бы, безрезультатно, бился над проблемой.

Вместе с тем в опытах было обнаружено, что при одном и том же порядке следования задач (стимулирующая, образующая, выявляющая) решение достигается все-таки далеко не во всех случаях, т. е. одни испытуемые (примерно половина общего числа) находили решение задачи - индикатора, а другие этого сделать не могли. Это происходило благодаря неоднородности эксперимента, которую на этапе исследования, описанном в предшествующих разделах, мы еще не учитывали и не устраняли. Стабилизация условий опытов привела к выявлению тех закономерностей, которые в одних случаях обеспечивали успех, а в других - препятствовали ему.

Нами было установлено, что собственная трудность задачи «4 точки» возникает по той причине, что ее условия непосредственно воспроизводят в прошлом опыте испытуемого чрезвычайно упроченные эмпирически обобщенные приемы - объединение точек по кратчайшему расстоянию. Испытуемые как бы замыкаются в участке площади, ограниченном четырьмя точками, в то время как необходимо выйти из этого участка.

Данное обстоятельство приводит к тому, что, используя задачу «4 точки» в качестве стимулирующей, мы не всегда, не в любых условиях создаем необходимую для последующей ориентировки в ситуации предварительной задачи поисковую доминанту. Пока испытуемый не исчерпал неадекватные приемы решения, его поиск не выходит за рамки избранного им ограничения. Доминанта оказывается практически бездействующей, поскольку в ней не заложена та почва, та некоторая свобода выбора, которая определяет успех при выявлении иных адекватных приемов. Способ, с которым испытуемый сталкивается в образующей задаче, оказывается как бы чуждым наличной доминанте.

Это соображение было подтверждено полученными в наших экспериментах фактами.

Методический прием этой серии опытов состоял в том, что различные испытуемые при первичном предъявлении стимулирующей задачи («4 точки») прерывались на разных стадиях поиска ее решения неадекватными приемами (соединение точек по кратчайшему расстоянию): одни - уже в самом начале, другие - в середине, третьи - ближе к концу, и, наконец, испытуемые четвертой группы вовсе не прерывались; им предоставлялась возможность прийти к выводу о нерешаемости задачи.

Затем каждому из испытуемых в обычном порядке давалась одна и та же образующая задача «овал» (см. с. 195), затем задача - индикатор «4 точки».

В результате опытов были обнаружены следующие факты.

1. Из тех испытуемых, которые прерывались в самом начале поиска, в дальнейшем никто не нашел решения задачи - индикатора. Эти испытуемые продолжали безуспешные попытки решить «4 точки», не выходя за пределы участка площади, ограниченного четырьмя точками.

2. Около половины испытуемых, прерванных примерно в середине поиска при обращении к задаче - индикатору, нашли ее решение.

3. Наибольшее количество решений было найдено теми испытуемыми, которых удалось прервать во второй половине поиска. Причем эти испытуемые обнаружили решение еще до того, как они повторно обращались к задаче «4 точки» (решение этой задачи находилось во время выполнения образующей задачи).

4. Испытуемые, которые при первичном обращении к задаче (стимулирующей - «4 точки») приходили к выводу о том, что эта задача не может иметь решения, не решили ее и во второй раз, т. е. тогда, когда эта же задача предъявлялась в функции «индикатора».

Результаты первых двух групп испытуемых показывают, что для успешного решения цепи задач необходимо прежде всего исчерпать возможности непосредственно воспроизводящегося в ситуации стимулирующей задачи неадекватного способа действия. Это положение убедительно подтверждается результатами опытов с третьей группой испытуемых, где при создании оптимальных условий для преодоления отрицательного влияния неадекватных приемов решения стимулирующей задачи положительный эффект образующей задачи был получен в наибольшем количестве случаев.

Таким образом, образующие задачи дают наибольший положительный эффект (относительно индикатора) тогда, когда в итоге безуспешных проб функциональные системы корковых связей, соответствующие действиям, реализующим эти пробы, оказываются в некоторой степени заторможенными и, следова-

тельио, доминанта теряет свою неадекватную специализацию, свою ограниченную направленность и решающий приобретает возможность к отбору «неожиданных» приемов.

Результаты опытов с четвертой группой испытуемых показывают, что необходимое использование возможностей непосредственно воспроизводящегося в условиях стимулирующей задачи способа действия не должно все же сопровождаться выводом о том, что задача вообще не может иметь решения.

Отсюда следует, что благоприятные обстоятельства складываются тогда, когда испытуемый, бесплодно отыскивая решение стимулирующей задачи, исчерпывает неправильные приемы, но еще не достигает той стадии, на которой гаснет поисковая доминанта, т. е. тогда, когда испытуемый теряет интерес к задаче, когда уже предпринимавшиеся и неудачные попытки повторяются, когда ситуация задачи перестает изменяться и испытуемый признает задачу нерешаемой.

Перенося это положение в условия подлинного творчества, можно сказать, что успех интуитивного решения зависит от того, насколько исследователю удалось освободиться от шаблона, убедиться в непригодности ранее известных путей и вместе с тем сохранить увлеченность проблемой, не признать ее нерешаемой. В описаниях большинства открытий усматривается именно эта особенность творческой деятельности человека.

В последующих опытах в качестве образующей задачи использовались «ферзь и пешки» (рис. 16). На шахматной доске имеются три белые пешки и черный ферзь. Ход белых (экспериментатора). Испытуемый играет черными. Его задача состоит в том, чтобы тремя ответными ходами снять три белые пешки. Игра развертывается следующим образом: 1) с7 - с8Ф, Фа8:с8; 2) а5 - аб, Фс8: аб; 3) а7 -а8Ф, Фа6:а8. В качестве стимулирующей и задачи-индикатора - «4 точки».

Напомним, что прямой продукт действия в ситуации данной образующей задачи - снятие трех пешек - никакого отношения к решению задачи «4 точки» не имеет. Однако, выполняя эту задачу, испытуемый прокладывает маршрут, совпадающий с чертежом решения задачи-индикатора. Проанализировав предварительно представление испытуемого, возникающее в ситуации образующей задачи (до введения стимулирующей задачи), мы выяснили, что интересующий нас маршрут руки не был отражен в форме прямого продукта и мог быть отражен только в форме побочного продукта. После этого, введя стимулирующую ситуацию и создав оптимальные условия для преодоления отмеченных ранее трудностей (отрицательного влияния применения неадекватных способов решения стимулирующей задачи), мы изучили эффективность данной образующей задачи (по отношению к индикатору) в обстановке, способствующей ориентировке, опирающейся на побочный продукт действия. В результате проведенных опытов, описывать которые подробно

нет никакой необходимости, было выяснено, что большинство испытуемых, участвующих в данной серии опытов, решило выявляющую задачу, т. е. данная образующая задача обнаружила достаточно выраженный положительный эффект.

После этого задача «ферзь и пешки» была модифицирована.

Прямой продукт, возникающий в итоге ее выполнения, был обогащен содержанием - задача из более чем условной была превращена в настоящую шахматную задачу - «трехходовку». Доска была оснащена фигурами. Испытуемый должен был найти комбинацию, приводящую к мату в три хода. При этом побочный продукт оставался тем же самым - матовая комбинация реализовалась теми же тремя ходами ферзя (рис. 17).

Рис. 16 Рис. 17. Ход черных

Приводим условия образующей задачи в модифицированном виде.

Белые: Kphl, ФаЗ, ЛИ, JIgl, СЫ, КЬЗ, Кс2, пешки - Ь2, g2, h2.

Черные: Кра4, Фе2, ЛсЗ, JId2, Cb7, Cb8, Kcl, Kd5, пешки - аб, с4. Ход черных. Белые дают мат в три хода.

В опытах принимали участие испытуемые, достаточно знакомые с шахматной игрой.

Как обычно, испытуемым вначале предъявлялась стимулирующая задача («4 точки»), затем образующая задача - модифицированные «ферзь и пешки», после чего испытуемых вновь обращали к задаче «4 точки», которая на этот раз выступала уже в функции индикатора.

При предъявлении стимулирующей задачи соблюдались все те условия, которые были необходимы для исключения трудностей, связанных с использованием испытуемыми неадекватных приемов решения этой задачи.

В результате пройеденных бпытов было обнаружено, что образующая задача «ферзь и пешки» (эффективная до модификации) после такой модификации полностью утеряла свою эффективность по отношению к задаче-индикатору. При равных прочих условиях ни один из 10 испытуемых не смог решить задачу-индикатор, а следовательно, и выявить в ситуации образующей задачи побочный продукт действия.

В контрольных опытах, проведенных с группой в 5 испытуемых, при тех же самых условиях было использовано стимулирующее поисковую доминанту дополнение: «Найдите в решении этой шахматной задачи решение той задачи («4 точки»), которая вам только что была дана и вы ее не смогли решить». (Это дополнение в обычных условиях, т. е. тогда, когда образующая задача «ферзь и пешки» использовалась в немодифи-цированном виде, приводило к решению задачи-индикатора почти всех испытуемых.) Однако и в этом случае модифицированная образующая задача оказалась неэффективной - ни один из пяти испытуемых не нашел вслед за тем решение задачи-индикатора.

Опыты показывали: чем насыщеннее содержание прямого продукта действия в ситуации образующей задачи, чем интереснее становится это содержание для испытуемого, тем менее возможно решение выявляющей задачи. Более благоприятные условия возникают тогда, когда прямой продукт действия в образующей ситуации сам по себе менее содержателен.

В подлинном научном творчестве это должно означать, что интуитивное решение тем вероятнее, чем менее содержательна прямая цель действия, в котором исследователь наталкивается на побочный продукт, объективно содержащий в себе ключ к решению.

Указанное положение идет, казалось бы, против здравого смысла. Однако из описаний обстоятельств большинства «случайных» открытий, изобретений как раз видно, что непосредственное содержание благоприятных случаев было весьма незамысловатым. Поэтому нередко и возникают сомнения (едва ли оправданные): могла ли такая «сущая безделица» действительно помочь серьезному достижению?

Дальнейшие опыты обнаружили существенную связь эффективности образующей задачи со степенью сложности стимулирующей задачи.

Для выяснения этой зависимости использовался следующий цикл задач.

Стимулирующая задача - «16 точек» или «9 точек» (рис. 18) 2 .

2 Условия задачи «9 точек» таковы: даны 9 точек (рис. 18, а), надо соединить их четырьмя прямыми, не отрывая карандаша от бумаги. Для аналогичного решения «16 точек» (рис. 18, б) используется шесть линий.

Образующая задача - раскладывание планок на панели с четырьмя шпильками, так называемая «овал» (условия задачи описаны на с. 195).

Задача-индикатор - «4 точки».

Опыты ставились следующим образом. Во всех случаях мы придерживались «обратного» порядка предъявления заданий, т. е. вначале давалась стимулирующая задача, затем - образующая и, наконец,- задача-индикатор. Этот порядок в том случае, когда в качестве стимулирующей задачи использоваласо задача «4 точки», при соблюдении условий, исключающих дополнительные трудности, приводил к решению почти всех испытуемых. В данных опытах содержание стимулирующих задач

Рис. 18

было усложнено, хотя общий принцип этих задач оставался адекватным образующей задаче и задаче-индикатору.

Одной группе испытуемых (10 человек) в качестве стимулирующей задачи была предложена задача «16 точек»; другой группе, также состоящей из 10 человек, - задача «9 точек». Задача-индикатор и образующая задача в обеих группах оставались одни и те же.

В итоге опытов были получены следующие результаты. В группе испытуемых, где в функции стимулирующей задачи использовалась задача «16 точек», ни один из 10 человек не нашел решения задачи-индикатора. В этой группе, где стимулирующей задачей была «9 точек», решение задачи-индикатора нашли 2 человека (из 10 испытуемых).

Таким образом, в группе, где стимулирующая задача обладала максимумом сложности, побочный продукт действия в ситуации образующей задачи не помог решению индикатора. Однако минимальное (говоря о максимальном и минимальном усложнении стимулирующей задачи, мы имеем в виду, разумеется, данный частный случай) усложнение стимулирующей задачи (вторая группа опытов) сохраняло некоторую возможность решения задачи-индикатора.

Следовательно, усложнение содержания стимулирующей задачи приводит в целом к резкому снижению эффективности образующей задачи.

Поэтому в подлинном творчестве на первых его этапах надо стремиться к предельному упрощению вопроса и его предельной схематизации. Не этой ли именно необходимости отве-

чает столь широко распространенное сейчас всякого рода моделирование?

В следующей серии опытов использовались все те же задачи, с той лишь разницей, что усложненные задачи («9 точек» и «16 точек») выступали теперь не в функции стимулирующих задач, а в функции индикаторов.

Как и в предшествующих опытах, в экспериментах принимали участие двадцать испытуемых, разделенные на две группы (по 10 человек в каждой). Первой группе испытуемых в качестве задачи-индикатора предлагалось «9 точек»; второй группе-«16 точек».

В опытах с первой группой испытуемых 4 человека (из 10) нашли решение задачи-индикатора. Однако из анализа чертежей поисков решения задачи-индикатора этими испытуемыми и из последующей беседы с ними выяснялось, что решение задачи-индикатора «9 точек» было достигнуто не непосредственно, а опосредствованно, т. е. промежуточным путем. Вначале была решена стимулирующая задача «4 точки» (испытуемые проделали это по собственной инициативе, «с места», т. е. еще в ходе решения образующей задачи), а затем принцип ее решения был приложен к решению «9 точек», и после серии обычных для этого случая проб было найдено решение задачи-индикатора.

Опыты со второй группой испытуемых, где в качестве задачи-индикатора использовалась «16 точек», послужили в некоторой степени контролем к сделанному нами заключению по опытам с первой группой испытуемых. В этих опытах ни один из 10 человек не нашел решения задачи-индикатора, что полностью подтвердило высказанное ранее соображение, так каю двойное опосредствование было, разумеется, невыполнимой задачей.

Обсуждая результаты этих опытов, необходимо напомнить, что в данном случае отсутствие решения индикатора не могло быть следствием того, что побочный продукт действия в ситуации образующей задачи не выявлялся. На основании всех предшествующих опытов можно утверждать, что в данных условиях такое выявление было (хотя бы у некоторых испытуемых). Об этом же самом говорят и факты решения задачи-индикатора «9 точек» четырьмя испытуемыми. Действуя в оптимально благоприятных условиях в ситуации образующей задачи под влиянием стимулирующей задачи «4 точки», испытуемый осуществлял необходимую в этом случае ориентировку по побочному продукту. Однако, наталкиваясь в ситуации задачи-индикатора на дополнительные трудности, он не мог немедленно реализовать «подхваченный» в образующей ситуации принцип решения, в силу чего его относительно адекватные действия вовремя не подкреплялись и отбрасывались. Этим самым терялось и влияние побочного продукта действия,

Следовательно, одним из условий, способствующих использованию побочного продукта действия как способа решения творческой задачи, оказывается адекватность стимулирующей, образующей и выявляющей ситуаций и их возможная простота.

Этот вывод в практическом смысле требует в условиях творческого мышления максимальной предварительной логической обработки имеющихся данных, их максимального предварительного упрощения.

Затрагиваемый вопрос, как и аналогичный, ему предшествующий, также имеет общепсихологический смысл. В психологии нередко высказывались принципиальные возражения против всякого рода моделирования, против создания искусственных экспериментальных ситуаций, против использования экспериментальных задач, не имеющих места в реальной практике людей, и выдвигались требования изучать явления, непосредственно взятые из практики. Обнаруженные нами факты показывают, что моделирование в психологии как прием научного исследования в большинстве случаев совершенно необходимо для изучения событий реальной жизни; оно является одним из не-> обходимых промежуточных этапов вскрытия закономерностей, имеющих место в естественной практике людей.

Исследуя условия эффективности образующей задачи, мы натолкнулись еще на две группы явлений. Во-первых, было подмечено, что решение задачи-индикатора оказывается зависимым от того, каким способом выполняется образующая задача. Во-вторых, были также подмечены и несколько иные об-стоятельства, в которых решающее значение имела характеристика не того способа, которым выполнялась образующая задача, а того, в который преобразовывался в ситуации задачи-индикатора содержащийся в этой задаче побочный продукт действия.

В первом случае успех оказался зависимым от степени автоматизированное™ того способа действия, которым выполнялась образующая задача; во втором случае этот успех оказался связанным со степенью абстракции того способа, в который преобразовывался в ситуации задачи-индикатора побочный продукт действия.

В первой части этой серии опытоз в качестве стимулирующей задачи использовались «4 точки», в качестве образующей- «хальма» (условие описано на с. 215) и, наконец, в функции индикатора - вновь «4 точки».

Как и в прошлых опытах, здесь принимали участие две группы испытуемых. Однако в отличие от предшествующих опытов различия между экспериментами в разных группах состояли не в том, что испытуемым этих групп давались разные задачи (наоборот, задачи во всех случаях были совершенно одинаковыми), - различными были категории испытуемых, подобранные в эти группы. Испытуемые первой группы уже давно уме-

ЛИ Играть в «хальму» и достаточно владели ее правилами; испытуемые второй группы, наоборот, были подобраны так, что ни один из них до этого не имел об этой игре никакого представления. Этих испытуемых приходилось обучать правилам игры.

Легко догадаться, что у первых способ выполнения образующей задачи был в значительной степени автоматизированным, в то время как у вторых такой автоматизации никак не могло быть, поскольку они только что овладели знаниями о правилах ходов при игре в «хальму».

Порядок предъявления заданий во всех опытах был «обратным» (стимулирующая задача - образующая задача - задача-индикатор). Во всех случаях мы старались создать для испытуемых обеих групп тождественные условия эксперимента.

В результате экспериментов оказалось, что испытуемые первой группы, выполнявшие образующую задачу глубоко автоматизированными и узко специализированными действиями, дали меньшее количество решений задачи-индикатора, чем представители второй группы, не умевшие до этого играть в «хальму» и, следовательно, не использовавшие при выполнении предварительной задачи автоматизированные и специализированные действия.

Чтобы исключить возможный элемент случайности данного результата, мы решили повторить опыты с другими двумя группами испытуемых, используя при этом теперь уже различные предварительные задачи.

Во второй части опытов в качестве стимулирующей задачи использовались «4 точки»; в качестве образующей - «ферзь и пешки» (см. с. 221) и «вымышленная фигура» 3 (рис. 19); в функции индикатора - вновь «4 точки». При прочих равных условиях одной группе испытуемых предлагалась задача «ферзь и пешки», другой - «вымышленная фигура».

На основании специальных опытов было установлено, что образующая задача «вымышленная фигура» вдвое эффективнее задачи «ферзь и пешки».

Фигура, стоящая на поле d6 или d4 (рис. 19), должна снять тремя ходами три (или четыре) пешки. Правила ходов этой фигурой таковы: сняв пешку, она не встает на ее место, а проходит дальше; фигура действует но вертикалям и горизонталям как ладья, по диагоналям - цак слон.

Различия в эффективности этих образующих задач выступили еще более ярко, когда мы сопоставили во вновь проделанных опытах количество решений индикатора «4 точки», полученных при этих образующих задачах в разных группах испытуемых в течение двух первых минут поиска решения задачи-индикатора (опыты ставились так: вначале испытуемые обращались к стимулирующей задаче, затем испытуемым первой группы давалась образующая задача «ферзь и пешки», а испытуемым второй группы - «вымышленная фигура»; после выполнения этих заданий испытуемые обеих групп обращались к задаче-индикатору «4 точки»; через две минуты после этого опыт прекращался и регистрировалось количество полученных решений задачи-индикатора испытуемыми в той и другой группе).

Результаты опытов оказались следующими: из 10 испытуемых, использовавших образующую задачу «ферзь и пешки», задачу-индикатор решили лишь два человека; из 10 испытуемых, решавших образующую задачу «вымышленная фигура», задачу-индикатор решили 6 человек. Таким образом, задача «вымышленная фигура» оказалась в три раза эффективнее задачи «ферзь и пешки».

Различия в эффективности этих задач в данном случае могли быть объяснены только различиями в самих образующих задачах. Способ действия, которым выполнялась задача «ферзь и пешки», конечно, был значительно более автоматизирован, чем тот, которым пользовались испытуемые, решая задачу «вымышленная фигура»: в первой задаче мы использовали те действия, которые вырабатывались у испытуемых в течение нескольких лет игры в шахматы; во второй задаче мы умышленно видоизменили правила ходов, нарушив тем самым сложившиеся автоматизмы.

Следовательно, чем более автоматизировано и специализировано было действие, которым выполнялось решение образующей задачи, тем менее успешным было использование побочного продукта действия, и наоборот.

В другой серии опытов в функциях стимулирующей задачи и индикатора использовалась та же самая задача - «4 точки». Своеобразие этой серии состояло в образующей задаче: описать около квадрата треугольник.

В остальном опыты проводились точно таким же образом, как и в других сериях: вначале давалась стимулирующая задача, затем образующая и, наконец, задача-индикатор.

Прежде чем приступать к прослеживанию выполнения всего порядка задач, надо охарактеризовать образующую задачу.

Испытуемому давался квадрат с двенадцатью точками и таблица с двенадцатью квадратами; задание заключалось в том, чтобы описать на таблице около каждого квадрата треугольник, начиная построение треугольника из точки, номер

Рис. 20

которой соответствовал номеру квадрата (рис. 20), не допуская точного повторения чертежа ни в одном случае. Упражнения повторялись до тех пор, пока выполнение их не становилось прочно закрепленным, автоматизированным. Выработка автоматизма давала право считать данное задание по этому параметру нивелированным с задачей «ферзь и пешки».

После этого (в ряде случаев через несколько дней) мы приступили к основным опытам. Результаты оказались следующими: все 10 испытуемых нашли решение задачи-индикатора, затрачивая на поиски не более 1 минуты. Образующая задача «описать около квадрата треугольник» оказалась наиболее эффективной из всех использованных нами до этого подобных задач.

Как уже отмечалось, до основных опытов с целью нивелировки параметра автоматизации способа действия, которым выполнялось это задание, мы проводили с испытуемыми довольно продолжительные упражнения. Можно было предположить, что по ряду причин именно эти предварительные упражнения сыграли известную роль в столь высокой эффективности данной образующей задачи. Для выяснения возникшего вопроса была проведена контрольная серия опытов, в которой при прочих равных условиях испытуемые не проделывали предварительных упражнений, а прямо выполняли обычный порядок решения задач (стимулирующая - образующая - индикатор). Результаты контрольной серии опытов почти не отличались от

предшествующих. Таким образом, версия о зависимости высокой эффективности данного упражнения от предшествующих упражнений была исключена и причину такой эффективности следовало видеть в особенностях самой образующей задачи.

Причина высокой эффективности заключалась, видимо, в том, что в результате решения задачи «описать около квадрата треугольник» у испытуемого складывался тот побочный продукт, который в ситуации образующей задачи преобразовывался в широко обобщенное общественным опытом людей геометрическое правило (все испытуемые, участвовавшие в этой серии опытов, были достаточно хорошо знакомы с геометрией), которое уже ранее было усвоено испытуемыми как глубоко абстрагированное геометрическое понятие.

Таким образом, исследование моделей интуитивных решений привело к установлению ряда закономерностей таких решений: интуитивное решение возможно лишь в том случае, если ключ к нему уже содержится в неосознаваемом опыте; такой опыт малоэффективен, если он сложился в действиях, предшествующих попыткам решить творческую задачу; он становится эффективнее, формируясь на фоне целевой, поисковой доминанты; его эффективность возрастает, когда исчерпываются неправильные приемы решения задачи, но еще не гаснет поисковая доминанта; влияние неосознаваемой части действия тем эффективнее, чем менее содержательна сама по себе его осознаваемая часть; усложнение ситуации, в которой приобретается неосознаваемый опыт, препятствует его последующему использованию; аналогичное усложнение самой задачи также действует отрицательно; успех решения связан со степенью автоматизации способов действий, в ходе которых складывается необходимый неосознаваемый опыт - чем менее автоматизирован этот способ, тем больше шансов к успеху; чем к более общей категории можно отнести итоговое решение творческой задачи, тем вероятнее нахождение такого решения.

| | |